Новости и обзоры рынка недвижимости

Недвижимость, продажа и аренда, инвестиции

Big Data для недвижимости: как преобразится рынок в ближайшем будущем

Как технология Big Data и машинное обучение используются на рынке недвижимости сегодня, и что они могут дать отрасли в будущем, – рассказали эксперты компании Hallmert, Russia & CIS.

Рынок недвижимости в России никогда не являлся передовым с точки зрения внедрения новых технологий в отличие, скажем, от финансового сектора. Скорее, напротив, строительная отрасль считается одним из главных консерваторов, и инновации доходят сюда чуть ли не в последнюю очередь. Однако в сегодняшнем мире IT-технологии кардинально меняют структуру целых рынков. Инновационные технологии меняют взгляд практически на все направления деятельности компаний, будь то построение бизнес-модели, использование человеческих ресурсов или оптимизация расходов.

Одна из технологий, которая уже получила большое распространение на рынках недвижимости других стран – Big Data. Смысл технологии заключается в автоматизации процесса анализа больших объемов данных из многочисленных разноформатных источников информации. Настолько больших, что с ними не справятся ни 100, ни 100 тысяч сотрудников. Соответственно, компаниям это позволяет оптимизировать финансовые затраты и время и, более того, получить более объективный результат (на который не повлияет человеческий фактор).

Для решения бизнес-задач процесс обработки больших данных работает в связке с искусственным интеллектом или таким его направлением, как машинное обучение. Огромный массив данных анализируется по специально заданному алгоритму, в результате чего машина предлагает решение конкретной задачи. Самый простой и наиболее распространенный пример – оценка кредитоспособности заемщика в банковской или микрофинансовой сфере. При принятии решения о выдаче кредита уже многие банки учитывают мнение автоматизированной системы.

Есть и более изощренные примеры. Так, некоторые эксперты склонны считать, что победа Дональда Трампа на выборах – результат грамотного интернет-маркетинга, основанного на обработке больших данных. При формулировании рекламного сообщения его таргетинг основывался не только на социально-демографических параметрах, таких как место жительства, пол, возраст, уровень дохода и пр., но и на более широком объеме данных, включающих поведенческие модели избирателей (интересы, намерения, психотип и пр.). В результате, несмотря на то, что затраты на предвыборную кампанию Трампа были в 2 раза ниже, чем у Хиллари Клинтон, ее результат на лицо.

Потенциал использования Big Data на рынке недвижимости разноформатен. Если рассматривать этот вопрос с точки зрения конечного потребителя, то актуальной может стать объективная оценка объекта жилой недвижимости по многочисленным параметрам. Современные базы недвижимости предлагают достаточно ограниченный объем информации о том или ином объекте. Технология Big Data позволила бы оценить, к примеру, сколько времени понадобиться, чтобы добраться до объекта в час пик, насколько район обеспечен местами в детских садах и школах, честна ли в работе с жильцами управляющая компания или затраты на энергию в доме настолько высоки, что проще купить квартиру в доме подороже, с привлекательной локацией, но гораздо более низкими затратами на энергоресурсы.

Что касается объективной оценки стоимости жилой недвижимости, то первый проект, основанный на обработке больших данных в России обещают запустить уже в 1 квартале 2018 года. Инициатива проекта принадлежит Сбербанку. Как говорят в компании, 15-20% от общего объема сделок в стране проходят через банк, соответственно, у них есть возможность дать объективную оценку реальной стоимости недвижимости, нежели той, что заявлена у продавца.

С точки зрения бизнеса потенциал Big Data тоже колоссален. Технология может быть крайне эффективна для маркетинга в направлениях, начиная от формирования персонализированного предложения конечному клиенту в ритейле (с целью сэкономить ресурсы и получить большую отдачу) до определения типа объекта недвижимости вплоть до мельчайших характеристик, который целесообразно будет построить в той или иной локации. Правда, в России использование Big Data в недвижимости на стратегических этапах пока что развито слабо. Рынок только недавно вошел в фазу, когда игроки озадачились вопросами сбора детальной аналитики, соответственно, объемов информации наработано пока что мало для того, чтобы покупка дорогостоящей технологии была целесообразной.

 «На сегодняшний день технология Big Data в сфере недвижимости используется всего несколькими крупными корпорациями, в основном это банки, ритейлеры и несколько девелоперов. Однако преимущества ее внедрения очевидны уже для большинства. На первых этапах Big Data будет использоваться, в первую очередь на уровне рекламы и маркетинга – с целью формирования целевых персонализированных предложений своим клиентам. Однако в среднесрочной перспективе технология будет внедряться и на этапах принятия стратегических решений, что позволит бизнесу создавать более успешные проекты, максимально соответствующие требованиям целевых аудиторий, а также оптимизировать ресурсы», – резюмирует Алексей Тулешов, управляющий партнер компании Hallmert, Russia & CIS.