Статьи, новости и обзоры рынка недвижимости

Эксперт: онлайн-сервисы, даже от «Сбербанка», не заменят консультанта по недвижимости

В этом году риэлторское сообщество высказало свое негодование относительно новости об открытии «Сбербанком» онлайн-сервиса «Домклик», через который удаленно можно оформить ипотеку и зарегистрировать сделку в Росреестре. Участники рынка полагают, что подобный инструмент может составить реальную конкуренцию агентствам недвижимости. Эксперты компании Hallmert, Russia & CIS считают, что в условиях усложнения самих сделок и переизбытка информации никакие онлайн-сервисы, в том числе и банковские, не смогут заменить профессионального консультанта по недвижимости.

Скорее всего, мода на открытие онлайн-сервисов, обслуживающих рынок недвижимости, распространится и на другие банки, — считают в Hallmert, Russia & CIS. Такого рода проект уже запустил «Тинькофф банк», свои планы озвучил и банк «ДельтаКредит». Однако в компании полагают, что серьезного влияния на рынок с точки зрения востребованности агентских услуг это новшество не окажет. Это подтверждают и первые статистические данные, озвученные «Сбербанком». За первые полгода своей работы через сервис «Домклик» было проведено столько сделок, сколько заявок по ипотеке от Сбербанка одобряется ежедневно. «Не думаю, что Сбербанк преследовал цель оказать конкуренцию агентам по недвижимости. Скорее, это, во-первых, инструмент повышения спроса на ипотечные продукты банка. Во-вторых, способ идти в ногу со временем. Современные IT-технологии, такие как блокчейн, вскоре снимут необходимость в банке как в посреднике, которому нужно платить комиссию за операции с недвижимостью. Поэтому банковскому сектору заранее нужно адаптироваться к уже наступающему будущему и корректировать свое предложение», — комментирует Алексей Тулешов, управляющий партнер компании Hallmert, Russia & CIS.

Глобально риэлторское сообщество уже доказало свою необходимость, хотя его вымирание пророчили еще несколько лет назад. Хотя, безусловно, ключевые функции агента с годами корректируются. Условно говоря, 10 лет назад основной причиной, по которой обращались к риэлтору, были безопасность расчетов и юридическое оформление сделки. Сейчас это, скорее, консалтинг. Смысл заключается в том, что агент знает рынок много лет изнутри, поэтому лучше самого клиента может распознать, что ему нужно. Он может грамотно задать те вопросы, о которых сам покупатель не подумал. Плюс, если говорить о первичном рынке, то агент хорошо знает плюсы и минусы покупки квартиры у того или иного застройщика, получает хорошие скидки и может продать покупателю квартиру по более низкой цене. На вторичном рынке это оценка стоимости квартиры, расселение коммуналок и решение других текущих вопросов. На элитном рынке роль консультанта всегда была неоспоримой, поскольку для покупателя важнее на 100% реализовать сделку так, как он хочет, нежели сэкономить. Кроме того, сегодня все больше становится сложных сделок, осуществляемых в несколько этапов. Наиболее часто встречающийся вариант – улучшение жилищных условий, когда нужно продать старое жилье и купить более качественное новое. В таких сделках роль агентства, которое в том числе занимается выкупом жилья на вторичном рынке, онлайн-сервисы уже не заменят.

«Онлайн-сервисов, помогающих покупателю купить квартиру, сегодня уже очень много. И чем больше становится таких сервисов и информации, тем сложнее становится в ней разобраться. Безусловно, сервис от крупнейшего банка страны – это авторитетный источник информации, поэтому покупатели будут ему доверять. Однако, на мой взгляд, без помощи риэлтора им будут пользоваться только покупатели, которым нужно совершить простую сделку. Такие покупатели и до этого часто решали жилищный вопрос без помощи агента. В случае со встречной покупкой, инвестиционной сделкой или решением какой-либо другой сложной задачи, без экспертной консультации по-прежнему мало кто решится это сделать», — резюмирует Алексей Тулешов, управляющий партнер компании Hallmert, Russia & CIS.