Статьи, новости и обзоры рынка недвижимости

Философия арендного бизнеса: пользуйся, а не владей

Большинство россиян стремится к тому, чтобы иметь собственное жилье, в то время как в США и в Европе 50-70% населения живут в съемных квартирах. По мнению экспертов Hallmert, Russia & CIS, в среднесрочной перспективе философия проживания в съемном жилье может прийти и на российский рынок. Это приведет к востребованности доходных домов в стране.

Россия относится к странам с развивающейся экономикой, и многие тенденции приходят на наш рынок с Запада иногда спустя десятки лет. Так, если сравнить отношение к недвижимости в России и за рубежом, то сразу станет очевидно, что на сегодняшнем этапе восприятие этого вопроса сильно отличается. В большинстве стран Европы, а также в США более 50% населения не имеют собственной недвижимости, снимая жилье всю жизнь. «Разумеется, это не говорит о низком уровне доходов населения в этих странах. Дело, скорее, в менталитете, в восприятии недвижимого имущества и вообще в философии жизни, – полагает Алексей Тулешов, управляющий партнер Hallmert, Russia & CIS.Люди на Западе более мобильны – многие из них переезжают в новый город или даже страну несколько раз в жизни, чаще всего по рабочим вопросам. Собственная недвижимость многими даже воспринимается как обуза. В России все совсем по-другому: собственная квартира – это то, к чему стремится большая часть населения страны. Если есть такая возможность, то квартиру обязательно купят. А аренда жилья воспринимается как временная, неудобная, обременительная мера», – отмечает эксперт.

Причин для этой особенности российского менталитета несколько. Главная из них – желание обезопасить себя. Большая часть населения воспринимает экономику страны как нестабильную: боится потерять работу, заранее копит на старость, потому что пенсии не хватит, чтобы покрыть все необходимые расходы, беспокоится о будущем своих детей. В таких условиях ориентироваться на аренду квартиры до конца жизни сложно. Гораздо более надежный вариант – иметь собственную недвижимость, которую, в случае чего, можно продать или сдать. Это актив, которым можно воспользоваться в критической ситуации. Другими словами, для того чтобы восприятие арендного жилья в России изменилось, необходимо повысить общий уровень жизни в стране.

С другой стороны, господин Тулешов замечает, что менталитет современной российской молодежи имеет уже другой характер. «Они больше похожи на европейцев в плане своей мобильности – в больше степени готовы к переезду, в том числе, в другие страны, много путешествуют. В первую очередь, они думают о собственном развитии и карьере, нежели о том, чтобы обезопасить себя от бедности. Поэтому вполне возможно, что еще через поколение арендное жилье войдет в привычку, а навязчивое желание купить собственную квартиру сойдет на нет».

При таком развитии событий особую актуальность получит рынок доходных домов, то есть рынок цивилизованной аренды. На сегодняшний день доля бизнеса на рынке аренды квартир очень мала, – большую его часть занимают частные владельцы квартир. Договор аренды обычно заключается на 1 год: многие собственники полностью не уверены, будут ли они сдавать свою квартиру еще 10 лет. В случае, когда арендное жилье необходимо на более длительный срок, доходный дом представляется более удобным форматом. В европейских странах, например, договор аренды может заключаться и на 10 лет. Кроме того, доходный дом предполагает определенный набор качественных сервисов и услуг, что имеет место далеко не в каждом доме, где сдаются в аренду квартиры.