RUB
  • RUB
  • USD
  • EUR
Hallmert Russia

Канатные дороги и велосипеды: что спасет Москву от транспортного коллапса

О том, как московские власти улучшают транспортную ситуацию в столице и какие существуют альтернативные пути решения, – рассказали эксперты компании Hallmert, Russia & CIS.

По данным Автостата, на 1000 жителей в Москве приходится 300 автомобилей. Транспортный вопрос остро стоит в Москве уже не первое десятилетие. Особенно ситуация обострилась после присоединения территорий Новой Москвы, когда усилилась маятниковая миграция. Не последнюю роль здесь играет и активный девелопмент. В Москве появляется все больше новых жилых районов, при этом они не обеспечены рабочими местами в полной мере, поэтому активность на дорогах возрастает.

Московские власти активно борются с существующими проблемами, и по данным статистики, это имеет свои плоды. Одна из основных задач – «пересадить» население на общественный транспорт. Для этого необходимо усилять инфраструктуру в этом направлении, делая передвижение на общественном транспорте более удобным. В частности, в активной стадии находится программа создания транспортно-пересадочных узлов, которая призвана сделать удобной пересадку между железнодорожными поездами и остановками станций метро. Город старается привлекать в подобные проекты инвестиционные деньги. Кроме того, это пешеходная доступность станций метро. Начиная с 2011 года, ежегодно в Москве открывается в среднем 4-5 новых станций. В 2018 году уже открылось 8 новых станций метро. Также более комфортабельным передвижение на общественном транспорте делает доступность Wi Fi, современные способы оплаты проезда и т.п. В целом, город действует в этом направлении весьма эффективно. Об этом свидетельствуют цифры: экономически активные граждане в 2017 году совершили 3,9 миллиарда поездок. Это на 63 процента больше, чем в 2010 году.

Второе направление, о котором стоит упомянуть, это велосипедизация. Главные посылы здесь, помимо улучшения ситуации на дорогах, это здоровый образ жизни и улучшение экологической ситуации. В целом, эти тренды довольно близки современному поколению. Стоп-факторами выступают слабая развитость инфраструктуры на сегодняшнем этапе. Некоторые эксперты отмечают здесь также климатические условия, однако этот фактор не является ключевым. Например, в Копенгагене, где климатические условия ничуть не мягче, чем в Москве, более трети всего транспортного потока составляют велосипедисты. Еще один момент – те расстояния, которые необходимо преодолевать. Для разрешения этого вопроса важна грамотная проработка новых районов города, создание в них рабочих мест и инфраструктуры, пропорциональных объемам жилой застройки.

В последние несколько лет город занялся строительством велосипедных дорожек. По данным департамента транспорта столицы, к началу 2018-го в городе было организовано 90 километров велодорожек, в городских парках — 140 километров и еще более 40 километров появится до конца этого года. Показатель неплохой, но пока недостаточный для глобальной велосипедизации в городе. Кроме того, можно отметить появление парковок и  точек проката в столице.

Альтернативный вариант решения транспортного вопроса – канатные дороги. Подобные проекты в Москве пока что не реализованы, но примеры в российской практике есть. Воздушная дорога соединяет Нижний Новгород с городом Бор через Волгу, разгружая, таким образом, Волжский мост. В день этой канатной дорогой пользуется порядка 5 тысяч человек. Проект фуникулера лежит сегодня на рассмотрении у московского правительства. По проекту, канатная дорога должна соединить районы, разделенные Химкинским водохранилищем. Сегодня это расстояние можно преодолеть по МКАД или через центр города не меньше, чем за полчаса. Фуникулер сократит это время до нескольких минут. В целом, подобные проекты пользуются популярностью в городах с высоким уровнем автомобилизации и дефицитом земельных участков под застройку, поскольку инфраструктура для канатной дороги не требует больших площадей.

«Транспортную ситуацию нельзя решить, используя какой-то один инструмент. Это задача, требующая комплексного подхода.  Это и трансформация образа мышления населения в сторону использования общественного транспорта и велосипедов, и усиление соответствующей инфраструктуры. Не последнюю роль в этом процессе играет девелопмент и создание сбалансированных с урбанистической точки зрения новых районов, где количество рабочих мест, социальная и рекреационная инфраструктура находятся в пропорции с объемами жилой застройки», – резюмирует Алексей Тулешов, управляющий партнер компании Hallmert, Russia & CIS.