Новости и обзоры рынка недвижимости

Общественные пространства повышают ликвидность жилья

По данным компании Hallmert, Russia & CIS, проекты, в которых более качественно обустроены общественные зоны, имеют более высокий спрос.

Вопрос создания обширной общественной территории в рамках жилого проекта – всегда противоречивый для девелопера, ведь на месте общественных пространств возможна реализация дополнительных жилых квадратных метров, которые принесут дополнительный доход. Тем не менее, сегодня, когда объем предложения на рынке достаточный, чтобы покупатель мог выбирать, девелоперы вынуждены делать свои проекты более привлекательными. Более того, общеизвестно, что наличие уникальных характеристик у проекта обеспечивает ему добавленную стоимость. Так, например, если комплекс находится на набережной или прямо у парка и обладает уникальными видовыми характеристиками, то стоимость видовых квартир будет выше аналогичных без вида на 20-30%. То же самое касается и общественных зон в рамках жилых комплексов. Таким образом, с одной стороны, это необходимость, с другой – способ повысить ликвидность и стоимость квартир.

Согласно законодательству, площадь общественных территорий в проекте должна составлять не менее 20%. Сегодня зачастую эта площадь расширяется. В сегменте дорогостоящей недвижимости в большинстве случаев общественные зоны закрыты для общего пользования и доступны только для жителей комплекса и их гостей.

Примеры интересных пространств – это благоустроенные набережные, искусственные водоемы, парки и сады, велосипедные дорожки, зоны активного отдыха и пр.

«Конечно, говоря об элитной жилой застройке, мы не увидим в каждом проекте обширных общественных зон. Те немногочисленные проекты, которые реализуются в центре города, в первую очередь, отталкиваются от земельного участка и его возможностей. Часто бывает так, что он совсем небольшой по площади, и тогда возможности для создания интересного общественного пространства ограничены. Тем не менее, сегодня существуют такие тенденции, как редевелопмент бывших промышленных территорий и расширение географии присутствия элитных комплексов. В первом случае общественные зоны часто создаются тогда, когда в определенной части проекта невозможно реализовать жилую функцию, во втором случае – это во многом необходимость: интересная концепция и общественные пространства компенсируют удаленность от центра. В любом случае, в текущем соотношении спроса и предложения общественные зоны в жилых проектах приобретают все большую значимость для покупателя», – резюмирует Алексей Тулешов, управляющий партнер компании Hallmert, Russia & CIS.