RUB
  • RUB
  • USD
  • EUR
Hallmert Russia

Офисы для миллениалов: почему коворкинги начали восприниматься рынком всерьез

Бизнес в Москве начал воспринимать всерьез формат коворкингов. К сегменту присматриваются крупные инвесторы и корпорации. О сегодняшнем положении дел на рынке рассказали эксперты Hallmert, Russia & CIS.

Если раньше коворкинги расценивались как пристанище для фрилансеров с очень ограниченными возможностями спроса, то сегодня ситуация на рынке говорит об обратном.

Объем предложения коворкингов ежегодно растет в среднем на 30%. Только за первое полугодие 2018 года на рынок столицы вышло более 15 новых объектов. Их общее количество на данный момент составляет порядка 150 объектов. При этом заполняемость, несмотря на столь стремительный рост, сохраняется на высоком уровне, и составляет порядка 80%.

На сегодняшний день доля фрилансеров в числе арендаторов площадей в коворкингах Москвы невелика. Компанию им составляют команды стартапов, малого бизнеса, а также проектные команды крупных корпораций. В этом заключается общемировая тенденция – выводить креативную часть команды из классических офисов в более свободную творческую обстановку, которую зачастую предлагают коворкинги. В целом, формат коворкингов довольно близок поколению миллениалов, представителей которых становится все больше в числе принимающих решения в бизнесе. Поэтому рынок сохраняет большие перспективы для роста.

80% коворкингов открываются в бизнес-центрах или отдельных зданиях. Это отражает тенденции, связанные с положительной оценкой коворкингов крупным бизнесом. Во-первых, формат действительно интересен бизнес-центрам. Коворкинги сегодня есть во многих крупных деловых центрах, в том числе, несколько располагаются в башнях «Москва-Сити». Для бизнес-центра коворкинг – это дополнительная инфрастрктурная опция, его конкурентное преимущество в глазах арендатора. Кроме того, это, по сути, инкубатор будущих арендаторов бизнес-центра, которые часто со временем из коворкинга переселяются в классические офисы.

Вторая позитивная тенденция – появление коворкингов не только на арендных площадях, но и в отдельных зданиях и других площадках, которые оформляются владельцем коворкинга в собственность. Кроме того, в столице появилось несколько сетевых коворкингов. А в скором времени на московский рынок планирует выйти международная коворкинговая сеть WeWork. Это станет шагом на пути к мировому признанию перспектив российского рынка в этом направлении. Все это говорит о том, что коворкинги развиваются как самостоятельный бизнес, а не как младший брат классических офисных центров.

«Формат коворкингов очень близок поколению миллениалов, которые оказывают все большее влияние на формирование рыночных тенденций. Коворкинги никогда не заменят классические офисы, но своя ниша с понятными задачами и довольно широкой аудиторией у этого сегмента есть. Если оглядываться на европейский опыт, то там уже давно коворкинги выбирают для рабочих творческих групп крупные корпорации вроде Google или Facebook. Коворкинги дают сотрудникам более свободную атмосферу и возможности для профессионального обмена знаниями и эффективного бизнес-диалога с соседями. Именно поэтому в Европе больше всего ценятся специализированные коворкинги, которые уже начали появляться и в Москве. В целом, потенциал для роста у московского рынка коворкингов еще очень большой, поэтому ежегодный прирост предложения на уровне 20-30%, по нашим прогнозам, будет происходить еще, как минимум, несколько лет», – резюмирует Алексей Тулешов, управляющий партнер компании Hallmert, Russia & CIS.