Статьи, новости и обзоры рынка недвижимости

Перспективы рынка коворкинг-центров в Москве

Согласно прогнозам аналитиков компании Hallmert, Russia & CIS, сегмент коворкинг-центров, который начал развиваться в российской столице несколько лет назад, будет расти достаточно медленно и планомерно. Каких-то скачков вверх или вниз в этом формате не ожидается.

Коворкинг-центр как формат появился не так давно – всего 10 лет назад за рубежом и примерно 5 лет назад в России. На данный момент сегмент получил гораздо менее широкое развитие в нашей стране, нежели в Европе или США. В первую очередь, это связано с подходом к ведению бизнеса в России и западных странах. Коворкинг представляет собой общее рабочее пространство для множества людей, где в аренду сдается оборудованное рабочее место. Таким образом, формат представляет собой нечто среднее между квартирой и офисом. В первую очередь, рабочие места в коворкингах ориентированы на фрилансеров и сотрудников, работающих удаленно. Уровень доверия к удаленной работе в России очень низок – работодатель предпочитает, чтобы все его сотрудники находились, условно говоря, на расстоянии вытянутой руки. Конечно, сегодня эта тенденция постепенно ослабевает. Но статистика говорит о том, что старые принципы достаточно сложно искоренить.

Тем не менее, определенный спрос на места в коворкингах существует. Это может быть интересно, например, стартапам, у которых пока нет необходимого бюджета, да и необходимости в аренде полноценного офиса. Или это технологичные проекты или IT-специалисты, работающие на фрилансе; для такого рода специалистов открываются специализированные коворкинги, поскольку они требуют определенной начинки, атмосферы и окружения. Зачастую такие проекты открываются при технопарках или исследовательских центрах.

«Инвестиционно выгодными могут стать коворкинг-центры с проработанной концепцией, где грамотно определена целевая аудитория, а также созданы необходимые условия, удовлетворяющие требованиям этой аудитории: уровень сервиса, определенное техническое обеспечение, расположение, атмосфера и пр. Спрос в этом сегменте действительно достаточно ограничен, однако он есть и своего клиента найти всегда можно», — резюмирует Алексей Тулешов, управляющий партнер компании Hallmert, Russia & CIS.