RUB
  • RUB
  • USD
  • EUR
Hallmert Russia

Разумная экономия: как sharing economy захватывает рынок недвижимости

Термин «экономика совместного потребления» уже занял свое прочное место в списке глобальных экономических трендов 21 века. Как  sharing economy проявляет себя на рынке недвижимости, рассказали эксперты компании Hallmert, Russia & CIS.

Мы живем во время, когда меняется парадигма культуры потребления. На смену принципу «владей» приходит принцип «разделяй». Вместо того чтобы что-либо приобретать, это можно арендовать на необходимое время. Эта глобальная общемировая тенденция, затронувшая многие экономические и социальные отрасли, получила название sharing economy или, в переводе на русский, экономика совместного потребления. Проявляется она действительно в самых разных направлениях.  В мире существует множество онлайн-площадок, где частные лица могут арендовать друг у друга разные вещи, например, строительные инструменты. Уже давно пользуется популярностью в России проект BlaBlaCar, где автомобилисты ищут попутчиков, чтобы разделить с ними расходы на бензин, каршеринг (аренда автомобиля на несколько часов, например, на дорогу до работы) и даже аренда персонала. Тенденция не обошла стороной и рынок недвижимости. В первую очередь, это коснулось рынка аренды жилья, который во многих странах начал превалировать над форматом купли-продажи. Как правило, экономики совместного потребления придерживаются молодые люди. Проведенные в ряде стран исследования показали, что они стали менее заинтересованы в покупке собственного жилья, потому что это дорого и непрактично, если ты не планируешь осесть в одном месте раз и на всю жизнь. Современное поколение больше склонно путешествовать, менять место работы, в том числе переезжая в другие города и страны. В таких условиях собственное жилье не так актуально, нежели его аренда – в зависимости от текущего образа жизни.

Кроме того, тенденция к совместному потреблению породила на рынке недвижимости сразу несколько новых форматов.

На рынке офисной недвижимости уже несколько лет активно развиваются коворкинги. Это офисное пространство, где можно арендовать не целый офис, а рабочее место, причем как на один день, так и на месяц. В Москве на сегодняшний день таких проектов порядка 150, и ежегодно объем рынка растет в среднем на 30 процентов. Если раньше целевой аудиторией формата были фрилансеры, то сейчас на этот рынок пришли молодые стартап-команды и даже крупные корпорации. Они начинают арендовать пространство в коворкингах для своих творческих команд с целью создания более благоприятной атмосферы для креативного процесса.

В жилом секторе следствием глобального тренда sharing economy стал формат коливингов. Это комплексы, где в аренду сдаются помещения для проживания. При этом общественные помещения (кухня, гостиная и другие) используются всеми жителями коливинга. Преимуществами формата для его жителей является более низкая стоимость аренды (как правило, на 15-20% ниже, чем аренда квартиры) и особенная атмосфера, которая создается за счет привлечения в коливинг жителей с общими интересами. Пока что этот формат не так развит в мире, больше всего проектов представлено в США, где и зародились коливинги. В России есть несколько проектов, имеющих похожую концепцию в Москве и Петербурге. Чтобы попасть в некоторые из них, нужно заблаговременно становиться в очередь. Кроме того, известно, что в развитии формата заинтересованы сразу несколько крупных компаний, в том числе Becar, KR Properties, Сколтех и др. Поэтому очевидно, что в среднесрочной перспективе коливингов в России станет больше.

В складском сегменте экономика совместного потребления проявляет себя в формате self storage (склады индивидуального хранения). Формат позволяет частным лицам или малому бизнесу за небольшие деньги хранить крупногабаритные предметы в арендованном помещении. Это оптимальное решение: не нужно покупать или арендовать гараж или крупное складское помещение и не нужно складировать вещи в квартире. В Москве проектов подобного формата насчитывается более 50, ежегодно в этом сегменте появляется еще 5-10 новых объектов. По меркам рынка недвижимости формат еще молодой, ему порядка 10 лет. Пока что уровень осведомленности  об услуге не так высок, но уровень заполняемости существующих объектов стремится к 100%. А это значит, что у этого рынка есть все перспективы для дальнейшего развития.

«Экономика совместного потребления – это общемировой тренд, который, судя по данным аналитиков, будет только усиливать свое влияние на экономику в будущем, когда основную роль в ней будут играть миллениалы и еще более молодые поколения. Рынок недвижимости, как известно, довольно консервативен, однако и здесь sharing economy активно проявляет себя. Такие относительно новые форматы, как коливинги, коворкинги и self storage, конечно, не занимают ключевую долю рынка в России, но они уже сейчас обрели устойчивый спрос и их объемы ежегодно растут на порядок», – комментирует Алексей Тулешов, управляющий партнер компании Hallmert, Russia & CIS.