Статьи, новости и обзоры рынка недвижимости

Снизилась доходность реализации ЖК

Снижение спроса на рынке жилой недвижимости Москвы, а также повышение себестоимости строительства жилых объектов привели к снижению доходности при их реализации, — приводят свои данные в компании Hallmert, Russia & CIS.

Девелоперы в жилом сегменте сегодня оказались в такой ситуации, когда стоимость реализации проектов возросла, при том, что рыночные реалии не позволяют пропорционально повысить стоимость продажи квартир в этих проектах.

По данным экспертов компании Hallmert, Russia & CIS, за последний год себестоимость строительства жилых комплексов в Москве выросла в среднем на 10-20% в зависимости от ценовой категории. В большей степени пострадали более дорогие сегменты. Основная причина увеличения затрат на строительство жилых комплексов – это импортные материалы, доля которых тем выше, чем выше класс жилья. Таким образом, если цена реализации суперэконома подорожала на 5%, но объекты бизнес-класса и выше подорожали при воплощении на 15-20%.

Несмотря на это, конечная стоимость квартир – для покупателей – не меняется и даже напротив, идет вниз во многих проектах. Спрос на покупку квартир в текущих экономических условиях снизился: на рынке представлено рекордно большое количество нового интересного предложения, а ряд покупателей вовсе отказался от идеи покупки квартиры. В частности, это инвесторы, потенциальные покупатели жилья в самом дешевом ценовом сегменте, покупатели в сегменте элитной недвижимости, ряд из которых переориентировался на зарубежные рынки.

«В результате на рынке наблюдается парадокс, когда повышение стоимости строительства жилья вынуждает девелоперов улучшать качество проектов, отстаивая поредевшие ряды своих клиентов в конкурентной борьбе. Стоимость реализации проектов сокращается за счет каких-то технических оптимизаций, но никак не в ущерб качеству проекта, — при текущей конъюнктуре рынка это просто невозможно. Девелопер все более чутко реагирует на запросы покупателей и старается воплотить все их требования в жизнь. Оптимальное решение, к которому приходят девелоперы – улучшение проектов за те же деньги за счет нестандартного и более внимательного подхода к местам общего пользования, входным группам, прилегающей территории и запросам покупателей к самим квартирам», — отмечает Алексей Тулешов, управляющий партнер компании Hallmert, Russia & CIS.