RUB
  • RUB
  • USD
  • EUR
Hallmert Russia

Торговые центры спасет искусственный интеллект

Согласно прогнозу экспертов компании Hallmert, Russia & CIS, вымирания формата торгового центра, который пророчат многие аналитики рынка, не произойдет. Сформировать успешный потребительский опыт для поколений Y и Z и увеличить привлекательность ТЦ в будущем помогут синергия онлайн и оффлайн формата, а также многофункциональность торговых объектов, которая будет достигнута при помощи интерактивных технологий и искусственного интеллекта.

В последние несколько лет на рынке активно говорят о вымирании торговых центров в ближайшем будущем. Главная причина – постепенное увеличение доли интернет-ритейла, который является более привлекательным для поколений Y и Z, склонных к использованию цифровых технологий. В США массово закрываются торговые объекты, а их посещаемость из года в год падает. К примеру, только с 2010 по 2013 год она упала на 50 процентов. Аналитики считают, что скоро эта тенденция перекочует на европейский и другие рынки торговли в мире.

При этом доля e-commerce в ритейле на сегодняшний день не столь велика. Для США она составляет порядка 10%, для Европы – 19%. А крупнейшие игроки e-commerce индустрии интегрируют в свой бизнес оффлайн форматы. К примеру, компания Alibaba открыла в Гонг-Конге торговый центр. По заявлению компании, в интернет-торговле есть неудобство для потребителей, и оно заключается в том, что товары нельзя предварительно примерить. Физический торговый центр направлен на решение этой задачи.

Этот торговый объект не является классическим самостоятельным торговым центром, – стратегически он интегрирован в торговую сеть Alibaba при помощи цифровых технологий. Заходя в магазин, покупатель «чекинится» через приложение интернет-магазина. Здесь автоматически при помощи RFID меток на вешалках выбранные вещи перекладываются в интернет-корзину для покупок или откладываются в историю поиска в случае, если покупатель не выбрал ее на этот раз. В будущем уже примеренную вещь он сможет купить онлайн. В магазине предусмотрены «умные» зеркала со встроенным искусственным интеллектом. При выборе определенной вещи с RFID метки посылается сигнал на ближайшее «умное» зеркало. На нем отображается выбранная вещь, покупатель может ознакомиться со всеми возможными цветами и размерами, искусственный интеллект предложит подходящие к этой вещи аксессуары и другие предметы одежды, проводит до нужных полок. Таким образом, данный торговый центр выступает, по сути, умным примерочным шоу-румом для клиентов сети Alibaba. Понравившиеся вещи автоматически запоминаются приложением, и покупатель может приобрести их позже – в любое удобное время через интернет.

Для торгового сектора сегодня наиболее успешные кейсы связаны с синергией онлайн и оффлайн формата. К этой стратегии прибегают не только IT-гиганты, но и крупные оффлайн-сети, такие как Gap, H&M и другие. Этот тренд получил название омниканальность. Его смысл заключается в том, что покупатель может получить товар любым удобным ему способом. Заказать онлайн и забрать в магазине, забрать из пункта выдачи, заказать доставку из магазина домой и пр. Таким образом, торговый центр начинает играть роль не только примерочного зала и шоу-рума, но и логистического центра. И в этом смысле владельцам торговых объектов тоже важно подстраиваться под задачи ритейла.

Еще один пример синергии онлайн и оффлайн формата – создание интернет-площадки с широкими возможностями в плане цифровых технологий самими торговыми центрами. Имеется ввиду создание собственных онлайн-витрин и маркетплейсов. В качестве примера можно привести опыт Westfield в Австралии и ЦУМ-а в России, которые создали свои собственные интернет-магазины.

«Если сейчас поколения X  и беби-бумеров оказывают существенное влияние на экономику, то к 2030 году верх возьмут миллениалы и подрастающее поколение Z. У них совершенно иной подход к покупкам и проведению досуга, а значит и торговые центры будущего должны выглядеть совсем по-другому, нежели сейчас, чтобы удовлетворить потребности современного поколения. На первое место встает цифровизация многих этапов на пути к совершению покупки с целью повышения их удобства и получения успешного потребительского опыта. В этом смысле говорить о полном вымирании торговых центров в классическом понимании не приходится: покупать вещь, предварительно не померив ее, неудобно. Наиболее очевидный вариант я вижу в синергии онлайн и оффлайн форматов при помощи уже существующих цифровых технологий, в первую очередь, искусственного интеллекта. Торговые центры будущего должны выполнять функцию шоу-рума, «умной» примерочной, которая поможет выбрать нужный цвет и подходящие аксессуары, распределительного и логистического центра. Торговые центры будущего, несомненно, будут иметь совершенно иную концепцию, нежели современные, но сам формат торговой галереи в офлайне вряд ли уйдет в прошлое», – комментирует Алексей Тулешов, управляющий партнер компании Hallmert, Russia & CIS.